Тем не менее, если ввести в поисковое окно Яндекса фразу "Сколько евреев в Вязьме", то появляется довольно большое количество ссылок на книгу А.И. Солженицына "Двести лет вместе"(в 2 томах), посвященную истории "еврейского вопроса" в России.
В этой книге в главе 8 "На рубеже ХIX-XX веков" автор пишет:
И в 35-тысячной Вязьме тоже было около 2 тысяч евреев.
Прежде чем идти дальше хотелось бы сказать пару слов о самой книге. Увы, слов нелестных.
Книга вышла в серии "Исследования новейшей русской истории".
Начну с того, что Солженицын не историк. Кроме того, это произведение никоим образом не является результатом исследования, а представляет собой чистой воды компиляцию. Основными источниками ее являются 16-ти томная Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Эфрона(1906-1913) и Краткая Еврейская Энциклопедия (начала издаваться в 1976г), ссылки на которые встречаются на каждой странице.
Помимо этих двух изданий автор использовал работы Слиозберга, Дубнова, Оршанского, Гессена и большое количество мемуаров. Собственных исследований,работы с первоисточниками,анализа материала в книге вы не не встретите.
Больше того, Солженицын грешит еще и тем, что вырывает фразы из контекста и помещает их в совершенно иной, таким образом совершенно искажая их смысл.
Поэтому, когда при обсуждении истории евреев в России кто-то ссылается на книгу Солженицына "Двести лет вместе", у меня это ничего, кроме недоумения не вызывает.
Но вернусь к той цитате,что приведена выше. Напоминаю, что количество евреев было озвучено в главе "На рубеже ХIX-XX веков". В моем представлении, рубеж веков - это период с 1895 по 1905(если брать наиболее широкую вилку). Откуда же взял автор сию статистическую информацию, на которую к месту и не к месту ссылаются на многих
В сноске указана книга Н.В. Волкова-Муромцева "Юность. От Вязьмы до Феодосии". Это замечательные, немного ностальгически-идеализирующее, воспоминания сына предводителя вяземского дворянства Владимира Александровича Волкова и попечительницы Вяземской женской гимназии Варвары Петровны Волковой урождённой Гейден).
Детство Николая Волкова(1902-1995) прошло в имении Хмелита под Вязьмой. В 1914г. мальчик был принят в 3 класс Вяземской имени Александра Третьего гимназии и поселяется с родителями в самой Вязьме, где они и прожили до 1917г. Т.е.получается, что Солженицын иллюстрирует воспоминаниями Н.В. Волкова, которые относятся к 1914-1917гг., гораздо более ранний период (1895-1905гг).
Кроме того, если говорить о восприятии Н. Волковым вяземской жизни(включая и его воспоминания о вяземских евреях), то не стоит забывать, что речь идет о 12-15-летнем подростке. Ну не ходил же он в самом деле и не считал же евреев в Вязьме!
Любые воспоминания субъективны, а уж цифры, упомянутые в них, тем более. Поэтому, их использование в книге, претендующей на некоторую серьезность, мне кажется абсолютно недопустимым. Но это уже на совести автора и тех "краеведов", которые его цитируют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий