воскресенье, 5 сентября 2010 г.

Откуда взялись евреи в Вязьме? (часть 3 - "Николаевские солдаты"

Третьей группой евреев, получившей право селиться вне "черты", были так называемые "николаевские солдаты". Если бы право проживать вне черты оседлости давалось за заслуги, то это были бы именно те люди, которые на самом деле это право заслужили, - и буквально, и фигурально - отдав царской армии от 15 до 25 лет своей жизни.

"Николаевские солдаты" достойны отдельного рассказа. Об этом я напишу как-нибудь позже. А пока объясню почему их так называют.
До 1827 года служба в армии для евреев заменялась денежным налогом. В 1827 году появился указ Николая I о введении натуральной воинской повинности для евреев. Это было связано с желанием царя ассимилировать евреев и, по возможности, обратить их в христианство.

Призывной возраст для еврейских рекрутов был установлен с 12 до 25 лет, тогда как для других народов Российской Империи - с 18 лет. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних, с 12 до 18 лет, в батальоны или школы военных кантонистов, где детей, зачастую даже непонимающих русского языка, оторванных от своих корней, лишенных возможности соблюдать традиции, муштрой и побоями "готовили к службе". Период прибывания в школах военных кантонистов в срок службы не засчитывался. Так что, многие из "николаевских солдат" провели в царской армии  около 30 лет, считай - половину своей жизни.



25 июня 1867 года именным указом императора Александра II отставным нижним чинам из евреев было дано право проживать вне черты оседлости. В "Положении об устройстве отставных и безсрочно-отпускных нижних чинов" имелся специальный параграф, в котором было сказано, что "запрещение нижним чинам еврейскаго закона поселяться вне мест, где евреям дозволяется оседлость" отменяется. Они также получили возможность вместе с женами и детьми приписываться к городскому или сельскому сословию по месту своего проживания.

С момента приписки к обществу, приписанный несомненно приобретает все права по состоянию, принадлежащие другим членам этого общества, а потому - дети евреев - нижних чинов, отбывших воинскую повинность по прежнему рекрутскому уставу, приписанные вместе с их отцами к городским обществам вне черты постоянной еврейской оседлости, имеют самостоятельное право как на перечисление из общества одного города в общество другого, так и на повсеместное в Империи жительство по паспортам, за исключением местностей, в которых такое жительство евреям прямо запрещено законом. 

Так что, все эти права передавались по наследству потомству "николаевскаго солдата".
Отставные солдаты были немолодые люди, покалеченные морально и физически, часто ожесточенные. Несколько десятилетий назад они покинули родные местечки, вынужденно разорвав связи с семьей и родственниками. После службы их там никто не ждал - родители умерли, братья-сестры их уже не помнили. Возвращаться не имело смысла. Поэтому они чаще всего оставались жить там, где их заставало окончание службы. Уровень жизни вне черты был выше, было больше возможностей найти себе дело, да и местное население относилось к евреям более терпимо.

В зарождающихся еврейских общинах вне черты оседлости "николаевские солдаты" играли значительную роль. Они были людьми зрелыми, много повидавшими и испытавшими; они пользовались уважением, к их мнению прислушивались.
"Николаевский солдат"
Самуил Абрамович Кромощ/Кромошев,
Вяземский мещанин
фото сделано до 1896 года












Комментариев нет:

Отправить комментарий