вторник, 24 августа 2010 г.

Откуда взялись евреи в Вязьме? (часть 2 - Ремесленники)

28 июня 1865 года был принят следующий закон, дающий право повсеместного жительства "евреям механикам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам". Дозволялось также "имѣть при себѣ членовъ своихъ семействъ, т. е. женъ, дѣтей и несовершеннолѣтнихъ братьевъ и сестеръ".

Собственного говоря, этим законом правительство пыталось убить сразу двух зайцев:

- разгрузить черту оседлости с ее конкуренцией и безработицей среди еврейских ремесленников
и
- удовлетворить потребности внутренних губерний в ремесленниках-мастерах.

Это требует небольшого комментария.


По сообщению губернских статистических комитетов оказалось, что число ремесленников во внутренних губерниях недостаточно, а в губерниях черты - чрезмерно. Губернаторы не раз отмечали,что среди евреев
весьма много отличных мастеров, произведения которых отличаются изяществом отделки и прочностью работы, но искусство этих мастеров остается почти бесплодным
из-за несоразмерного с потребностями края их количества. Все они терпят большую нужду из-за недостатка заказов и чрезмерной конкуренции.

Министр внутренних дел пришел к заключению, что
причину упадка ремесленной промышленности между евреями надобно искать в тех общих ограничениях гражданских прав этого народа, которые существуют в нашем законодательстве, и всего более — в воспрещении евреям иметь жительство вне мест, назначенных для их оседлости.
Разъяснения Сената определили круг лиц, на которых распространялось действие закона. право жительства получали только те ремесленники, которые занимались "обработкой вещей, требующей известной степени знания или искусства." 
Притом умения и знания должны были быть подтверждены свидетельствами на звание мастера или подмастерья. При малейшем сомнении в подлинности свидетельства и знанием ремесленником мастерства Ремесленные управы подвергали его испытанию, только после сдачи которого выдавался вожделенный вид на жительство в городе. Проживать вне черты оседлости евреи-ремесленники могли только до тех пор, пока занимались своим ремеслом. Все они были на строгом учете у местной полиции. Как только замечали, что еврей ремеслом не занимался, а промышлял торговлишкой, то вид на жительство изымали, а самого еврея вместе с семьей отправляли  по этапу к месту его постоянного жительства в черте.

Если вновь  обратиться к статистике, то можно увидеть, что, во всяком случае, в 1865 году принятие этого закона не оказало влияние на количество евреев в Вязьме. Оно даже  почти в 5 раз уменьшилось по сравнению с 1864. 
За последующие годы информация отсутствует, поэтому невозможно проанализировать сколько ремесленников поселилось в Вязьме после принятия этого закона. В то же время, если посмотреть на общие данные по губернии за 1873 год, то видно, что количество евреев выросло на 30%  за 8 лет (с1865 по 1873гг). Ремесленники, безусловно, переселялись, но не сломя голову.
Это подтверждает и один из еврейских историков (Ю. Гессен) - ремесленники первоначально не воспользовались правом выхода из черты оседлости. 
Зажиточные ремесленники, которых было мало, не имели основания покидать насиженные места. Подавляющее большинство, лишенное средств к существованию, не имело возможности тронуться в путь. Третья группа, сравнительно малочисленная, перебивающаяся изо дня в день, не терпя особой нужды, воздерживалась от переселения, т.к. покинув черту оседлости, ремесленник оставался в зависимости от старого общества и обязан был уплачивать налоги и прочие взносы. Общество, чтобы взыскать сборы с выселенца, могло не послать ему столь необходимого годового паспорта и даже потребовать его  возвращения домой, что грозило полным разорением.
Тем не менее, в последующие годы, ремесленники составили значительную часть еврейской общины Вязьмы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий